Кравец Надежда Самойловна

Статья:

1923 г. 24 февраля  — дата рождения. 1947. — Окончание Московской консерватории. Работа в Государственном оркестре СССР. 1948. — Присутствие на закрытом собрании Союза композиторов по поводу постановления об опере Вано Мурадели «Великая дружба». Ведение записи на закрытом собрании. Домашние вечера молодых музыкантов на квартире родителей. Увольнение из оркестра. Была арестована 21 января 1949 года, в октябре 1949 осуждена по статье 58.10 на шесть лет ИТЛ. Весь лагерный срок отбывала в Озерлаге, на стройке на трассе Тайшет-Лена. 1949, конец января. — Арест по доносу «друга», посещавшего дом. Лубянская тюрьма. Следствие. Приговор: 6 лет ИТЛ. Прибытие в Озерлаг в 100 км от Тайшета. Посещение концерта самодеятельности заключённых. 1950, зима. — Работа на лесоповале. Направление в культбригаду на паровозоремонтный завод. Получение из дома скрипки. 1950, весна. — Отправка спецнарядом в Тайшет. Встреча с артистами культбригады певицами Лидией Александровной Баклиной, Мариной Александровной Спендиаровой, Линой Леренс, пианисткой Татьяной Перепелицыной. Расформирование культбригады через два месяца. 1950–1951. — Перевод на трассу Тайшет – Лена. Работа на каменном карьере. 1953. — Ужесточение режима содержания заключённых. Перевод на Тайшетскую пересылку. Встреча с учеником Г. Нейгауза пианистом Всеволодом Топилиным. Попытка организовать концертную бригаду. Концерт. 1954. — Перемены в содержании заключённых в лагере. Расконвоирование. Начальник лагеря Василий Викентьевич Чудук. Работа возчиком. Перевод в культбригаду, выступавшую с концертами по всей тайшетской трассе. Дружба с рижской пианисткой Иреной Яновной Биргманисе. Совместные выступления со скрипачом Самуилом Зисером. 1955, конец октября. — Реабилитация. Возвращение домой в Москву. В начале 2000-х сын перевез Н.С. Кравец в Германию, где она и окончила свой земной путь. Фрагмент из воспоминаний: "Из Госоркестра меня вышвырнули в деликатной форме, предложив написать заявление об уходе по собственному желанию. Под предлогом небольшого сокращения. Я была в шоке, мне это казалось несправедливостью. Об истинном масштабе происходящего я, конечно, не догадывалась. Но, так или иначе, позже, на следствии, мне инкриминировались и наши домашние вечера. Их называли там не иначе как сборищами. Следователь возмущенно недоумевал по поводу «противоестественных», с его точки зрения, сборищ, на которых начисто отсутствовали танцы, выпивка и флирт. ... Потом пойдет речь не только о космополитизме, пойдет речь и о моем отношении к «ненужной народу» поэзии А. Ахматовой, Б. Пастернака. Дело в том, что в моей комнате висели их портреты, и бывавший в нашем доме композитор — давний «друг» — рассказал об этом... «кому следует»." "Скрипки моей еще со мной нет. Зная из документов о моей профессии, начальник приказывает выдать мне гитару с недостающими струнами (а я и с полным комплектом играть на ней не умею). Приносят мандолину—я рада: тут хоть строй знакомый. — Вальс "Дунайские волны" знаешь? Подбираю, как могу. — Да не то играешь, это «Амурские волны»! Виновата. Выясняется, что я фатально путаю дунайские волны с амурскими и в придачу к ним—маньчжурские сопки. Начальник поднимает меня на смех; мое высшее музыкальное образование дезавуировано."

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий: