Церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Шелаево

Статья:

В 1857 году в селе Шелаево был открыт самостоятельный приход. До этого времени селение Шелаево состояло в приходе Петропавловской церкви. Почти четыре года богослужения в Шелаевском приходе совершались в простой крестьянской избе. 29 мая 1860 года в селе Шелаево началось строительство деревянной однопрестольной церкви по проекту «Высочайше утвержденных чертежей для постройки церквей в казенных селениях Восточной и Западной Сибири». Подрядчиком строительства выступал А.Лыков, проживавший в селе Рыбинское. Строительство церкви продолжалось немногим менее года и, 25 мая 1861 она была освещена во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1910 году в приход входили четыре деревни старожилов: Пойма, Лапино, Покатей и Соколово, а так же два переселенческих участка: Длинный и Маркелов. Население прихода составляло 1711 человек. . В 1917 году сообщение между населенными пунктами было удобным. Церковь в приходе Святителя Николая Чудотворца была одна и относилась к первому округу Канского уезда Енисейской епархии. Церковная летопись велась с 1862 года с небольшими перерывами, имелась небольшая церковная библиотека. Штатный притч состоял из священника и псаломщика с жалованием от казны священнику 500 рублей и 200 рублей псаломщику.
Руги до 1913 года причт получал 348 пудов, в последующие годы прихожане отказались платить ругу. За требоисправления в 1914 получено 270 рублей 10 копеек. Причтовые дома имелись и были в удовлетворительном состоянии. В распоряжении причта находилось 2 десятины церковной усадебной земли и 50 десятин сенокосной. Краткое описание Енисейской епархии за 1917 год гласит о том, что в приходе на тот период проживало 882 человека мужского пола и 829 женского . Население состояло из коренных сибиряков и переселенцев из Могилевской, Псковской, Витебской, Тамбовской, Орловской и Подольской губерний.
По памятным книгам Енисейской губернии автору удалось установить имена священников, служивших в Шелаевской церкви Святителя Николая Чудотворца.

Дата Должность Ф.И.О.
1863 год Священник Иоанн Анисимович Субботин
1866 год Священник Михаил Алекс. Любимцев
1890 год Священник Александр Парьчшев
1905 год Священник Георгий Благодатов
1907 год Священник Гавриил Суховский
1909 год Священник Виталий Мухачев
1911 год Священник Александр Ольхович

В 1886 году в Николаевском приходе была открыта церковно-приходская школа. Имена некоторых учителей так же были найдены в памятных книгах Енисейской губернии.

Дата Зав. школой священник учитель Кол-во уч-ся
1905 год Георгий Благодатов Капиталина Кулакова 6 м., 3 д.
1907 год Гавриил Суховский Львова 9 м., 4 д.
1909 год Виталий Мухачев Таисия Гобова  
1911 год Александр Ольхович Ермолай Данилов  

С появлением большого количества добровольных переселенцев из европейской части России, а также политических ссыльных поселенцев, имевших негативное влияние на коренное население, причт Николаевской церкви испытывал некоторые сложности в работе (Руги до 1913 года причт получал 348 пудов, после прихожане отказались платить ругу). Случались разногласия с Канским переселенческим управлением.
В Красноярском краевом архиве сохранились некоторые документы, с помощью которых можно попытаться восстановить картину событий того времени. В качестве примера предлагается одно из сохранившихся писем:
« Декабря 7 дня 1890 года. №6402 Ваше превосходительство, Милостивый Государь. Благочинный протоиерей Иоанн Серебренников рапортом от 3 июля текущего года за №849 доносит о стеснительных и оскорбительных для Щелаевского причта и вредных для Шелаевской церкви деятельность Шелаевского отдельного сельского управления и Канского окружного по крестьянским делам, просит оказать защиту причту и церкви.
Из дела видно 26 января сего года за №36 священник Шелаевской церкви Александр Парьчшев просит покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, принять зависящие от Вас меры к тому, чтобы Шелаевскому причту не было притеснений и оскорблений есть Шелаевского отдельного управления и объявить прихожанам Шелаевской церкви неправильность разъяснений закона Канским окружным по крестьянским делам присутствием.
К сему позволю себе присоединить и желание мое, чтобы такие общественные, волостные деятели, как писарь католик и помощник его еврей, не имели права входить или влиять на церковно-приходские дела. Иноверцы, особенно евреи, не могут быть истинными радетелями церковно-приходских интересов по самому вероисповедному принципу своему. Если они допустимы, по чему-либо в качестве вольнонаемных, до общественных дел волости, в этом я не пререкаю по некомпетентности своей, но не могу умолчать, что в темной среде православного русского общества допущение писарей из иноверцев или сектантов к занятию влиятельных, но не ответственных мест в волостных правлениях, едва ли удобно, и сопряжено, думается мне, с немалыми опасностями для темной православной паствы.
Призывая на Вас благословение Божие, с чувствами отличного уважения преданности имею честь быть Вашего Превосходительства, Милостивого государя покорным слугою.
Тихон епископ Енисейский и Красноярский». Влияние иноверцев на «темную православную паству» сказалось на коренном населении в годы революции и период гражданской войны.
Священник Георгий Благодатов, будучи переведенным из Шелаева на службу в Нижнезаимский приход, долгое время поддерживал связь с шелаевским причтом. Никанор Васильевич Буянов, сын шелаевского псаломщика, после окончания Красноярской духовной семинарии работал священником в селе Тинское Канского уезда. Никанор Буянов со священником Благодатовым организовали кустарную артель по производству свечей. В 1930 г. Буянова судили за якобы незаконное повышение цен на свечи. В тюрьме он провел 1,5 месяца, после чего был оправдан.
Однако, 01 ноября 1937 года сын Шелаевского псаломщика священник Буянов вторично был арестован органами НКВД уже как член повстанческо-контрреволюционной организации церковников и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 14 января 38 года он был отправлен в Норильские лагеря. До 1940 г. Никанор Васильевич писал родным письма, потом молчание…
В документах сороковых годов ХХ века, когда село Шелаево было причислено к Тайшетскому району, значится церковное здание, перестроенное в клуб. До наших дней церковное здание не сохранилось

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий: