Статья:
В 1857 году в селе Шелаево был открыт самостоятельный приход. До этого времени селение Шелаево состояло в приходе Петропавловской церкви. Почти четыре года богослужения в Шелаевском приходе совершались в простой крестьянской избе. 29 мая 1860 года в селе Шелаево началось строительство деревянной однопрестольной церкви по проекту «Высочайше утвержденных чертежей для постройки церквей в казенных селениях Восточной и Западной Сибири». Подрядчиком строительства выступал А.Лыков, проживавший в селе Рыбинское. Строительство церкви продолжалось немногим менее года и, 25 мая 1861 она была освещена во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1910 году в приход входили четыре деревни старожилов: Пойма, Лапино, Покатей и Соколово, а так же два переселенческих участка: Длинный и Маркелов. Население прихода составляло 1711 человек. . В 1917 году сообщение между населенными пунктами было удобным. Церковь в приходе Святителя Николая Чудотворца была одна и относилась к первому округу Канского уезда Енисейской епархии. Церковная летопись велась с 1862 года с небольшими перерывами, имелась небольшая церковная библиотека. Штатный притч состоял из священника и псаломщика с жалованием от казны священнику 500 рублей и 200 рублей псаломщику.
Руги до 1913 года причт получал 348 пудов, в последующие годы прихожане отказались платить ругу. За требоисправления в 1914 получено 270 рублей 10 копеек. Причтовые дома имелись и были в удовлетворительном состоянии. В распоряжении причта находилось 2 десятины церковной усадебной земли и 50 десятин сенокосной. Краткое описание Енисейской епархии за 1917 год гласит о том, что в приходе на тот период проживало 882 человека мужского пола и 829 женского . Население состояло из коренных сибиряков и переселенцев из Могилевской, Псковской, Витебской, Тамбовской, Орловской и Подольской губерний.
По памятным книгам Енисейской губернии автору удалось установить имена священников, служивших в Шелаевской церкви Святителя Николая Чудотворца.
Дата | Должность | Ф.И.О. |
---|---|---|
1863 год | Священник | Иоанн Анисимович Субботин |
1866 год | Священник | Михаил Алекс. Любимцев |
1890 год | Священник | Александр Парьчшев |
1905 год | Священник | Георгий Благодатов |
1907 год | Священник | Гавриил Суховский |
1909 год | Священник | Виталий Мухачев |
1911 год | Священник | Александр Ольхович |
В 1886 году в Николаевском приходе была открыта церковно-приходская школа. Имена некоторых учителей так же были найдены в памятных книгах Енисейской губернии.
Дата | Зав. школой священник | учитель | Кол-во уч-ся |
---|---|---|---|
1905 год | Георгий Благодатов | Капиталина Кулакова | 6 м., 3 д. |
1907 год | Гавриил Суховский | Львова | 9 м., 4 д. |
1909 год | Виталий Мухачев | Таисия Гобова | |
1911 год | Александр Ольхович | Ермолай Данилов |
С появлением большого количества добровольных переселенцев из европейской части России, а также политических ссыльных поселенцев, имевших негативное влияние на коренное население, причт Николаевской церкви испытывал некоторые сложности в работе (Руги до 1913 года причт получал 348 пудов, после прихожане отказались платить ругу). Случались разногласия с Канским переселенческим управлением.
В Красноярском краевом архиве сохранились некоторые документы, с помощью которых можно попытаться восстановить картину событий того времени. В качестве примера предлагается одно из сохранившихся писем:
« Декабря 7 дня 1890 года. №6402 Ваше превосходительство, Милостивый Государь. Благочинный протоиерей Иоанн Серебренников рапортом от 3 июля текущего года за №849 доносит о стеснительных и оскорбительных для Щелаевского причта и вредных для Шелаевской церкви деятельность Шелаевского отдельного сельского управления и Канского окружного по крестьянским делам, просит оказать защиту причту и церкви.
Из дела видно 26 января сего года за №36 священник Шелаевской церкви Александр Парьчшев просит покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, принять зависящие от Вас меры к тому, чтобы Шелаевскому причту не было притеснений и оскорблений есть Шелаевского отдельного управления и объявить прихожанам Шелаевской церкви неправильность разъяснений закона Канским окружным по крестьянским делам присутствием.
К сему позволю себе присоединить и желание мое, чтобы такие общественные, волостные деятели, как писарь католик и помощник его еврей, не имели права входить или влиять на церковно-приходские дела. Иноверцы, особенно евреи, не могут быть истинными радетелями церковно-приходских интересов по самому вероисповедному принципу своему. Если они допустимы, по чему-либо в качестве вольнонаемных, до общественных дел волости, в этом я не пререкаю по некомпетентности своей, но не могу умолчать, что в темной среде православного русского общества допущение писарей из иноверцев или сектантов к занятию влиятельных, но не ответственных мест в волостных правлениях, едва ли удобно, и сопряжено, думается мне, с немалыми опасностями для темной православной паствы.
Призывая на Вас благословение Божие, с чувствами отличного уважения преданности имею честь быть Вашего Превосходительства, Милостивого государя покорным слугою.
Тихон епископ Енисейский и Красноярский». Влияние иноверцев на «темную православную паству» сказалось на коренном населении в годы революции и период гражданской войны.
Священник Георгий Благодатов, будучи переведенным из Шелаева на службу в Нижнезаимский приход, долгое время поддерживал связь с шелаевским причтом. Никанор Васильевич Буянов, сын шелаевского псаломщика, после окончания Красноярской духовной семинарии работал священником в селе Тинское Канского уезда. Никанор Буянов со священником Благодатовым организовали кустарную артель по производству свечей. В 1930 г. Буянова судили за якобы незаконное повышение цен на свечи. В тюрьме он провел 1,5 месяца, после чего был оправдан.
Однако, 01 ноября 1937 года сын Шелаевского псаломщика священник Буянов вторично был арестован органами НКВД уже как член повстанческо-контрреволюционной организации церковников и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 14 января 38 года он был отправлен в Норильские лагеря. До 1940 г. Никанор Васильевич писал родным письма, потом молчание…
В документах сороковых годов ХХ века, когда село Шелаево было причислено к Тайшетскому району, значится церковное здание, перестроенное в клуб. До наших дней церковное здание не сохранилось