Статья:
В 1806 году в село Конторка Канского округа Енисейской епархии перевезли церковное здание, построенное в 1761 в селе Бирюсинском на средства московского купца И.К.Пономарева. На новом месте, в селе Конторском, церковь благополучно простояла 56 лет. 13 августа 1862 года, в день празднества в честь Тихона Задонского, этот столетний храм сгорел от удара молнии. Спустя два года, 30 августа 1864 года, на месте сгоревшего храма был заложен новый, с колокольней, «далеко превосходящий красотой и великолепием первый». 13 августа 1866 года, ровно через четыре года после пожара, в присутствии 1200 молящихся, был освящен новый храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь имела великолепный иконостас и иконы отличного письма, выписанные из Москвы. 29 июня 1891 года, возвращаясь из кругосветного путешествия, будущий Государь Николай Александрович посетил Конторский Николаевский храм и пожертвовал на нужды прихода 100 рублей . В 1909 году храм в очередной раз сгорел. Впоследствии, до закрытия прихода, служба проводилась в молитвенном доме, временно поставленном после пожара.
В начале ХХ века в Николаевский приход входили деревни Еловая (6 верст), Черемхова (18 верст), Енисейка (12 верст), Придорожная (10 верст), Ново-Николаевка (25 верст) и Черемшанка (25 верст). В 1917 году в приходе была одна часовня, которая находилась в деревне Черемховой.
На территории прихода находилось три министерских школы. В 1865 – 1866 годах в Конторском сельском училище наставниками были священник Василий Иванович Фениксов и Тимофей Миронович Подкопаев. В 1886 году в селе Конторском открылось приходское училище по Уставу 1828 года.
«Еще до Германской войны Енисейка, Еловое и Конторка построили обществом школу в Конторке. В Конторке была церковь, и мы принадлежали к Конторскому приходу. Батюшкой был сначала отец Петр (до Германской войны), а потом отец Лев – большой, горластый, лет пятидесяти.
Когда построили мост через Суетиху, мне было лет 8-10, были святины (летом 1897г.). Съехался народ со всех деревень Конторской и Тайшетской волости, гулянка, были даже убийства. Поп отец Петр сидел на паровозе, паровоз медленно шел по мосту, а он кропил святой водой».
С 1890 по1897год закон Божий в приходском училище преподавал священник отец Петр Анисимов, В 1896 учительницей в Конторском приходском училище была Лидия Михайловна Иванова. В 1907 году закон Божий в Конторском сельском училище продолжал преподавать отец Петр Анисимов, почетным блюстителем училища был Степан Александрович Кулеев, а учителем -Клавдия Ивановна Журина , ее помощником был Яков Михайлович Журин. В 1911 году в состав причта Николаевской церкви входили священник Лев Алексеевич Орлов, исполняющий должность псаломщика Иннокентий Остроумов и церковный староста Николай Ермолаевич Журавлев. Священник Лев Орлов преподавал в местной школе закон Божий, а школьными учителями в 1911 году были Владимир Иванович Суховский и Ольга Георгиевна Панова. В 1913 году состав причта Николаевской церкви по отношению к 1911 году не изменился. Учителями в церковно- приходской школе стали Владимир Иванович Суховский и Зинаида Ивановна Шадрина, закон Божий преподавал священник Лев Алексеевич Орлов. В 1915 году помощницей учителя В.И.Суховского была Ольга Георгиевна Мерзликина. Лев Алексеевич Орлов оставался священником в селе Конторском вплоть до 1925 года. Доказательством тому является метрическая книга с регистрационными записями, сделанными в 1925 году и за подписью священника Льва Орлова. В 1917 году, по материалам выписки из краткого описания приходов Енисейской епархии, причт Конторской Николаевской церкви состоял из священника и псаломщика с жалованием 300 рублей священнику и 100 рублей псаломщику. Церковного дохода за требоисправление получалось до 400 рублей в год. В 1917 году причтовые дома в приходе были, но дом священника пришел в совершенную ветхость так, что священник вынужден был жить в своем собственном доме. Была и церковная земля, но причт пользовался только 10 десятинами сенокоса. Церковного капитала в 1917 году было 246 рублей 65 копеек.
В 1917 году приход состоял из 1106 мужчин и 1147 женщин православного вероисповедания и 3 человек евреев. В настоящее время на месте храма пустырь, на котором растут несколько лиственниц.